Периодическое печатное издание (журнал)

 

 

Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-79357 от 16.10.2020 г. (ранее ПИ № ФС 77 - 66379 от 14.07.2016 г. и ПИ № ФС 77-54416 от 10.06.2013 г.)

№4 (55) 2021

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 

Нетребская О.А. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И  ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИ В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-7-20

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы реализации инвестиционных проектов в лесном комплексе России. Представлены классификационные группы инвестиционных проектов и показатели инвестиционной деятельности в отраслевых сегментах лесного комплекса. Несмотря на то, то существенные  темпы роста инвестиций в отраслях лесного комплекса сложились в последние годы,  имеется значительный нереализованный потенциал развития, и  они  продолжают  оставаться низко инвестиционно привлекательными для бизнеса. При реализации инвестиционных проектов в лесном хозяйстве в качестве инициатора проектов нередко выступает государство, инвестиционные проекты  в лесопромышленном комплексе  преимущественно реализуются,   как частным бизнесом,  так и при поддержке государства. В составе инвестиционных проектов в лесном комплексе представлены   государственные инвестиционные проекты в форме инвестиций в лесную инфраструктуру и в обновление технической базы лесного хозяйства; государственно-частное партнерство в форме приоритетных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов и региональных инвестиционных проектов;  инвестиционные проекты частного бизнеса, реализуемые в форме капитальных вложений, инновационных инвестиций и прироста оборотных активов. Определено, что при реализации лесных климатических проектов наиболее эффективным механизмом привлечения инвестиций является государственно-частное партнерство.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство, управление.

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Подоплёкин А.О. ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ КАНАДЫ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-21-34

Аннотация: В статье рассматриваются ключевые проблемы и риски системы управления и социально-экономического развития арктических регионов Канады. Актуальность данного предмета обусловлена научно-практическим интересом к адаптации в России наиболее эффективных подходов и практик по реализации экономического потенциала циркумполярных районов в зарубежных странах. Применительно к районам Арктической зоны РФ, отличающимся низкими показателями заселённости обширных пространств, отсутствием крупных городских поселений с научными и культурными центрами, неразвитой наземной транспортной инфраструктурой, экстремальными климатическими и геологическими условия, отсутствием крупных объектов промышленности и энергетики, особый интерес представляет соответствующий опыт Канады. В статье показано, что в 2000-е годы Канаде мало приблизилась к превращению промышленности в ведущий фактор экономики арктических территорий. В то же время ряд государственных программ модернизации социальной и транспортной инфраструктуры также не стал существенным стимулом развития северных регионов. Как показывают данные государственной статистики, наибольшая доля их ВРП по-прежнему формируется в государственном секторе, а степень диверсификации региональной экономики остаётся крайне низкой. Современная экономика арктических территорий Канады построена на доминировании государства в инвестициях и стимулировании потребительского спроса. Следствием этого является увеличение заработной платы, провоцирующее повышение стоимости всех товаров и стоимости жизни в целом. Малый бизнес оказывается неспособен конкурировать с государственным сектором за рабочую силу, что сдерживает частное предпринимательство. Для Канады Арктика до сих пор не стала движущей силой национального экономического роста, а отсутствие инфраструктуры является серьёзным препятствий для крупномасштабных инвестиций.

Ключевые слова: Канада, арктические территории, сбалансированное развитие, структура экономики, бюджетные трансферты, проблема диверсификации.

Благодарности: Статья подготовлена за счёт средств целевой субсидии на выполнение государственного задания «Разработка и обоснование системы показателей для целей моделирования сбалансированного социально-экономического развития арктических территорий» (номер государственной регистрации АААА-А19-119020490098-1).

 

Регета А.И. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ РОССИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-35-50

Аннотация: В работе проанализированы стратегические цели арктических регионов и описаны возможности их достижения совместными усилиями. Уделено внимание анализу позиций арктических регионов в рейтинге социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что, несмотря на схожесть субъектов Арктической зоны Российской Федерации и наличие общих проблем, арктические регионы предпочитают соперничать, нежели проводить работу по межрегиональному сотрудничеству. Далее с теоретико-методологической точки зрения раскрывается роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии арктических регионов России как важной части государственной политики. Среди основных задач межрегионального сотрудничества выделяются: снижение транзакционных издержек в смежных отраслях; повышение преимуществ территории; повышение уровня регионального самосознания; разнообразие процедур управления; создание единого информационного пространства; совместные планы на будущее у нескольких субъектов. К основным препятствиям межрегионального сотрудничества автором отнесены: отсутствие свободных денежных средств в бюджетах регионов; недостаточность регламентации сотрудничества; отсутствие традиций и опыта межрегионального сотрудничества; отсутствие приоритетности проектов, затрагивающих интересы нескольких регионов Арктической зоны РФ. Подчеркивается важность реализации межрегионального сотрудничества с позиции развития малого и среднего предпринимательства на арктических территориях.

Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, межрегиональное взаимодействие, межрегиональное сотрудничество, социально-экономическое развитие территорий, эффективность управления, малое и среднее предпринимательство.

Благодарности: Статья подготовлена за счет средств целевой субсидии на выполнение государственного задания «Разработка и обоснование системы показателей для целей моделирования сбалансированного социально-экономического развития арктических территорий» № государственной регистрации АААА-А19-119020490098-1.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Апенько С.Н., Малышев А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ УДАЛЕННЫХ РАБОЧИХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-51-61

Аннотация: Статья посвящена исследованию современного этапа технологической трансформации в аспекте ведущих отраслей экономики России, имеющих решающее значение в развитии и укреплении позиций страны в мировом технологическом лидерстве. На основе исследования современных трендов технологической трансформации отраслей экономики и анализа статистических данных, отражающих основные результаты уровня технологической трансформации ведущих отраслей, дана оценка их развитию в области использования и внедрения цифровых технологий, определены наиболее технологически развитые отрасли. Определяющими факторами отраслевой специфики технологической трансформации на современном этапе выступают отраслевые особенности и обеспеченность инновационными решениями, развитие цифровой инфраструктуры, что формирует особенности технологической трансформации отраслей, ее направления и темпы развития. Отмечено, что отрасли с высоким уровнем концентрации, в которых преобладает крупный бизнес с доступом к значительным инвестиционным ресурсам, демонстрируют больший прогресс в цифровизации, а малые и средние предприятия отстают по темпам внедрения новых цифровых решений. Обозначены основные проблемы дифференциации отраслей в уровне технологического развития, что выступает барьером для внедрения и развития цифровых технологий в экономической и социальной сферах. Эффективные решения в данной области должны предполагать формирование, соответствующей требованиям цифровой инфраструктуры, комплексных мер государственной поддержки и регулирования рынка данных, что даст возможность повысить уровень технологического развития отраслей в том числе и уменьшить технологический разрыв между ними.

Ключевые слова: технологическая трансформация, отрасль, экономика, цифровые технологии, отраслевая структура, экономический рост.

 

Иванова А.В., Гусева Л.П., Чернышова С.Н. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИОРИТЕТОВ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-62-77

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы по определению перспективных направлений научно-технического развития лесного хозяйства РФ с точки зрения востребованности инноваций. Поскольку ресурсы научно-технического потенциала лесного хозяйства ограничены, а круг разнородных задач в сфере научно-технологического развития, чрезвычайно широк, система формирования и реализации таких приоритетов приобретает первостепенную значимость в коммерциализации инноваций лесного хозяйства РФ, что будет способствовать ускорению процесса диффузии инновации. Для обоснования приоритетов диффузии инноваций лесного хозяйства Российской Федерации был применен библиометрический анализ. Аналитическая оценка приоритетов диффузии инноваций проводилась по двум критериям: критерий значимости и критерий динамичности анализируемого направления науки и техники в области лесного хозяйства перспективного для диффузии инноваций. Доказано, что по критерию значимости наиболее перспективными в настоящий момент времени для диффузии инноваций являются научные направления по охране лесов от пожаров, защита лесов, инвазии, химические и биологические средства защиты лесов, по лесному машиностроению, робототехнике и по лесная генетике и селекция, сохранение биоразнообразия. По критерию динамичности наибольший интерес у потребителей вызывает направление по оценке продуктивности, роста, депонирующей способности лесных экосистем. В качестве выводов сделаны обоснованные предложения в части перспектив распространения инноваций в лесном хозяйстве Российской Федерации.

Ключевые слова: инновации, диффузия инноваций, приоритетные направления научно-технического развития, инновации лесного хозяйства, трансфер инноваций, коммерциализация инноваций.

 

Лебеденко О.С. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В РАЗВИТИИ МОНОГОРОДОВ РЕГИОНОВ РОССИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-78-90

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы выбора приоритетов в развитии моногородов.  Проанализирован понятийный аппарат и нормативно-правовое регулирование, рассмотрены возможности применения механизмов государственно-частного партнёрства в развитии моногородов регионов России. Показано, что повышение эффективности ГЧП на региональном уровне, в том числе в развитии моногородов, позволит решить ряд социально-экономических проблем. Это развитие социальной,  транспортной,  коммунальной,  энергетической  инфраструктуры. Доказано, что среди основных форм инвестиций ГЧП используется в проектах реконструкции и модернизации систем водоснабжения и канализации, энергетики, транспорта. В ходе исследования была проанализирована динамика развития моногородов по трем категориям, приведены результаты государственного регулирования их функционирования. Приведены основные характеристики моногородов и  произведена оценка уровня социально-экономического развития моногородов Центрально-Чернозёмного района, а также определены перспективы развития на основе государственно-частного партнёрства, разработана дорожная карта реализации основных мероприятий. В качестве выводов сделаны обоснованные предложения в части перспектив использования механизмов ГЧП для моногородов ЦЧР.

Ключевые слова: регионы, моногорода, механизмы ГЧП, меры господдержки.

 

Пилипенко Н.Г., Иванова Е.Ю., Колесниченко Е.А. ОПЫТ ИНИЦИАТИВНОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-91-108

Аннотация: С 1 января 2021 года в силу вступили поправки, внесенные в Бюджетный кодекс РФ и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», которые создают законодательную основу для реализации инициативных проектов или так называемого «народного бюджетирования». Целью исследования является рассмотрение вопросов накопления практического опыта вовлечения населения в решение вопросов благоустройства на уровне муниципалитетов в качестве основ формирования гражданского общества и создания правовых основ для применения механизмов инициативного бюджетирования на федеральном и местном уровне.  В статье внимание уделено вопросам инициативного бюджетирования, которое дает возможность обеспечить участие граждан в бюджетном процессе, предполагает учет предложений граждан при направлении средств на решение актуальных для конкретной территории задач. Все это в конечном итоге призвано повысить эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств, обеспечить учет потребностей и пожеланий жителей, что в свою очередь дает стимул для развития институтов гражданского общества, повышает подотчетность власти населению, способствует развитию коммуникации и налаживанию «обратной связи» между населением и властью. Инициативное бюджетирование дает возможность обеспечить участие граждан в бюджетном процессе, предполагает учет предложений граждан при направлении средств на решение актуальных для конкретной территории задач. Авторами обобщены имеющейся практики процесса применения инициативного бюджетирования нескольких муниципалитетов Тамбовской области. Все это в конечном итоге призвано повысить эффективность и прозрачность расходования бюджетных средств, обеспечить учет потребностей и пожеланий жителей, что в свою очередь дает стимул для развития институтов гражданского общества, повышает подотчетность власти населению, способствует развитию коммуникации и налаживанию «обратной связи» между населением и властью.

Ключевые слова: инициативное бюджетирование, благоустройство, гражданское общество, бюджет, местное самоуправление, общественный контроль.

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

Матвеев В.В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-109-118

Аннотация: Очевидно, что затронувшая весь мир пандемия коронавируса, продолжается и затрагивает все сферы жизни человечества, в том числе негативно отражается на темпах экономического развития страны. В условиях ограничений, вводимых в связи с эпидемиологической ситуацией, отмечается снижение доходов субъектов малого и среднего бизнеса, поэтому для повышения деловой активности предпринимателей необходима реализация эффективных мер финансовой поддержки. В связи с тем, что указанные субъекты не имеют достаточного резервного фонда, который позволил бы в современных условиях резкого снижения покупательной способности и как следствие доходов организаций, в полном объёме и в срок выплачивать заработную плату сотрудникам, рассчитываться по обязательствам с кредиторами и арендодателями. Микро, малые и средние организации, как наиболее уязвимые в кризисных условиях субъекты рынка, нуждаются в финансовой поддержке. Эффективность данной поддержки, может быть достигнута только при принятии комплексна мер по предоставлению долгосрочного льготного кредитования и контроля за банковским сектором, в части взаимодействия с предпринимателями. Цель исследования заключается в оценке доступности финансовой поддержки, в частности кредитования субъектов малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены меры финансовой поддержки предпринимательства, действующие с 2020 г. Проведена оценка эффективности реализации, указанных мер, выделены проблемные аспекты, не позволяющие субъектам предпринимательства в достаточном объёме получить доступ к финансовой поддержке в форме льготного кредитования. Перечислены предложения, призванные снизить негативные тенденции и способствовать увеличению доступности кредитования малых и микропредприятий.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, финансовая поддержка, пандемия, кредитование, риски.

 

Урыков В.А., Чижова Л.А. ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ ФОРМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АРКТИКЕ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-119-135

Аннотация: Российская Арктика является промышленно развитым макрорегионом с рядом социально-экономических особенностей, к которым относятся низкая плотность населения, высокая ресурсоемкость хозяйственной деятельности, низкий уровень развития транспортно-логистической и социальной инфраструктуры, сырьевая направленность экономики. Анализируя существующие малые формы промышленности в российской Арктике            , авторы разделили их на три основные категории: предприятия, занимающиеся обслуживанием нужд крупных промышленных объектов; промышленные предприятия местного значения и предприятия, производящие продукцию на экспорт. В статье рассмотрен российский и зарубежный опыт господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленности в арктических территориях. В России основными мерами поддержки малых форм промышленности являются: предоставление льготных кредитов и займов; предоставление в пользование земельных участков, помещений и иного имущества, находящегося в собственности государства; консультационные услуги по ведению бизнеса. Отмечено, что к российской практике государственной поддержки малых промышленных предприятий успешно могут быть адаптированы следующие меры поддержки, применяемые в Финляндии и Канаде: выстраивание межрегиональных форм сотрудничества (координации и кооперации); поддержка предприятий по отраслевому принципу; поддержка предпринимателей, в том числе из представителей коренных народов Севера.

Ключевые слова: Арктика, социально-экономическое развитие территорий, малое и среднее предпринимательство. малые формы промышленности, государственная поддержка бизнеса.

Благодарности: Данная научная статья была подготовлена за счет средств целевой субсидии на выполнение госзадания «Разработка и обоснование системы показателей для целей моделирования сбалансированного социально-экономического развития арктических территорий», № государственной регистрации АААА-А19-119020490098-1.

 

ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

Селянин О. И. СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ПРОИЗВОДСТВ И ПРОДУКТА, ОСНОВАННЫЕ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ

DOI: 10.34220/2308-8877-2022-9-4-136-153

Аннотация: В настоящее время существует несколько терминов, описывающих тот или иной вид производства и продукта, основанных на интеллектуальном капитале. Как правило выделяют интеллектуальные, наукоёмкие, инновационные и высокотехнологичные виды. Несмотря на то, что данные термины были введены достаточно давно, до сих пор не существует их единых определений, а также границы между ними достаточно условны. Настоящая работа посвящена анализу и систематизации определений понятий наукоемкого, инновационного, высокотехнологичного и интеллектуального производства и продукта в целях выделения их ключевых характеристик, сопоставления и обозначения их взаимосвязи. Установлено, что каждое из понятий имеет как минимум 2 подхода к определению, один из которых, как правило, отражает его системность. Определена взаимосвязь каждого из видов производств и продукта. Ее иерархическая структура такова: высокотехнологичные производство и продукт являются подмножеством инновационных, те, в свою очередь, подмножеством наукоемких, а те - интеллектуальных. «Умное» производство представляется отдельной характеристикой. Результаты настоящей работы могут использоваться послужить базой для выработки более точных дефиниций рассматриваемых понятий в научном сообществе, их унификации в научных работах и законодательных актах.

Ключевые слова: Наукоемкое производство, наукоемкий продукт, инновационное производство, инновационный продукт, высокотехнологичное производство, высокотехнологичный продукт, интеллектуальное производство, интеллектуальный продукт.