Периодическое печатное издание (журнал)

 

 

Свидетельство о регистрации ПИ № ФС 77-79357 от 16.10.2020 г. (ранее ПИ № ФС 77 - 66379 от 14.07.2016 г. и ПИ № ФС 77-54416 от 10.06.2013 г.)

№2 (53) 2021

АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМЛПЕКСА

 

Бутко Г.П., Яковенко Н.В. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ИННОВАЦИОННЫМИ СРЕДСТВАМИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-7-17

Аннотация: Управление конкурентоспособностью регионального лесного сектора определяется социальными, экономическими, экологическими, институциональными и другими факторами как воздействие на региональный лесной сектор и его субъекты с целью создания и укрепления конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках, поддержания целостности и устойчивого развития сектора, отраженного в показателях, характеризующих состояние конкурентоспособности. Наличие и состояние лесного капитала изучается на основе дисконтирования по времени с учетом таких факторов как зрелость лесов и оборот лесозаготовок. Исходя из стратегического уровня конкурентоспособности лесного капитала, степень реализации стратегии конкурентоспособности лесного капитала определяется двумя способами: а) конкурентоспособность лесного капитала на основе традиционных технологий; б) конкурентоспособность лесного капитала на основе инноваций. Для оценки конкурентоспособности лесного капитала предлагается использовать показатель "Оценочная добавочная стоимость лесного капитала". По мнению авторов, расчет данного показателя следует определять как отношение финансового потока в виде суммы чистой прибыли и амортизации к стоимости активов. Предлагаемый авторский подход позволяет оценить инновационные ресурсы, применение которых позволит выявить приоритетные направления инновационного роста лесопромышленного комплекса и выбрать направления его инновационного развития.

Ключевые слова: инновации, лесопромышленный комплекс, конкурентоспособность.

 

ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Куксова И.В., Зиновьева И.С. РАЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-18-27

Аннотация: Статья посвящена развитию методологии рационального управления экономики природопользования. Важность этого исследования проистекает из необходимости установить принципы и стратегии рационального экономического управления, чтобы способствовать экономическому развитию, устойчивому использованию ресурсов, уменьшать экологические проблемы и поддерживать средства к существованию людей. В этой статье освещаются последние разработки в области стратегий управления экономическим развитием для управления окружающей средой..Предложены нормативные прогнозы для рационализации управления в соответствии с поставленными стратегическими целями и достижением установленных мер развития экономики природопользования, которая позволяет обеспечить конкурентоспособность страны. Разработаны теоретические подходы и практические рекомендации по формированию структуры рационального управления экономики природопользования. Статья отражает современные результаты исследования в области развития методологии рационального управления экономики природопользования. Выявлены особенности управления экологической направленности и предложена их оценка, где в качестве классификационных признаков выделяются функциональное назначение рационализации, целевое назначение и направление результатов. Анализируется практический опыт уровня достижения плановых значений показателей природоохранных государственных подпрограмм в Российской Федерации. Показаны преимущества рационального управления экономики природопользования. Ключевые элементы этой статьи могут быть использованы как теории, и стратегии для обоснования, выбора и реализации экономических и экономических проектов, интеграции природоохранных мероприятий, смягчения последствий для окружающей среды, смягчения последствий изменения климата и управления изменением климата. Сделанные выводы основаны на оценке рационального или нерационального управления и технических суждений.

Ключевые слова: структура, экономика, природопользование, рациональное управление, нерациональное управление, прогнозирование.

 

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Азарова Н.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЭКО-ИННОВАЦИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-28-37

Аннотация: Статья посвящена изучению нарастающих тенденций к качеству окружающей среды в регионах, к стремлению к тенденциям развития «зеленой экономики» в РФ. Автором изучен вопрос перспектив решения экологических проблем в рамках государственных документов, разработанных в области развития решения экологических проблем в экономике страны и экономике регионов в целях устойчивого развития. Способом активации данных процессов будут являться экологические инновации. Автором выдвинуто дискуссионное предположение о возможности взаимодействия человеческого капитала и экологических инноваций в региональном контексте, выделены предпосылки для создания эко-инноваций на региональном уровне, определена целевая группа (молодежь) для перспективности исследования эколого-ориентированного поведения на стимулирование эконинновационного устойчивого развития региона. Были проведены исследования в виде опросов данной целевой категории, выделены приоритетные направления приложения развития экологичной деятельности молодежи в виде участия в общественных организациях, экологических фестивалях, применения мобильных приложений для экологического общественного контроля. Под воздействием  данных инструментов человеческий капитал получает новые качества: рост социальной экологической ответственности и экологической культуры в регионе. Эта тенденция будет являться также признаком становления гражданского общества в регионе.

Ключевые слова: человеческий капитал, экологические инновации, экономика региона.

 

Зарецкая В.Г., Борзенков В.Д., Захаров Ю.С. БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ: ПРОБЛЕМЫ НЕОДНОРОДНОСТИ  РЕГИОНОВ РОССИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-38-48

Аннотация: Государство, как система, предполагает однородность экономического пространства, которая в том числе распространяется и на расходы бюджета на душу населения в каждом регионе. Россия отличается крайне неравномерными размерами бюджета регионов, что, по мнению авторов, несет угрозу целостности экономического пространства, тормозит экономический рост в целом.

Цель исследования - показать неоднородность регионов России по уровню бюджетных расходов на душу населения.

В работе были исследованы проходящие процессы конвергенции и дивергенции по уровню бюджетных расходов регионов. В качестве инструмента для измерения уровня конвергенции использовано стандартное отклонение и коэффициент вариации.

В ходе исследования были выявлены отчетливые процессы конвергенции до 2013 года, а затем прекращение этих процессов.

Процессы сближения регионов требуют более активных действий государства в перераспределении бюджетных средств, что и было возможно до начала финансового кризиса и общих стагнационных процессов, которые наблюдаются в экономике после 2012 года.

Задачей государства на данном этапе является преодоление региональных различий в обеспеченности базовых потребностей жителей регионов (образование, медицина, жилищные условия).

Ключевые слова: регион, бюджетные расходы на душу населения, однородность, конвергенция.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Иванова Е.Ю., Колесниченко Е.А. АНАЛИЗ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-49-61

Аннотация: В статье исследована актуальная проблема  стимулирования труда государственных гражданских служащих. Авторами проведен анализ теоретических аспектов мотивации и стимулирования и сделан вывод, что трактовки понятий мотивации и стимулирования имеют существенные отличия, и акцент надо сделать на сочетании материальных и нематериальных инструментов. Анализ системы мотивации государственных служащих проводился на материалах одного из департаментов администрации области. Выявлено, что для отдельных структурных подразделений государственной службы характерен отток кадров, и основными причинами являются: неудовлетворенность уровнем материального обеспечения; несоответствие уровня заработной платы затратам индивидуальных ресурсов на осуществление трудовой деятельности; отсутствие признания своих заслуг. Авторами проведен анализ содержания материальных и нематериальных инструментов в системе государственного управления и сделан вывод, что основными принципами нематериального стимулирования госслужащих должны стать: справедливость, равные возможности, объективность, непротиворечивость, прозрачность, информированность. Предложены рекомендации по эффективному применению системы нематериального стимулирования: способы нематериального поощрения для сотрудника должна быть ощутимы; осуществлять только объективную оценку результатов деятельности; критерии необходимо сделать четкими, прозрачными и легко проверяемыми; показатели, в соответствии с достижением которых осуществляется стимулирование, должны быть достижимы; контроль на всех этапах проведения мероприятий по нематериальному стимулированию работников.

Ключевые слова: государственная служба, государственные гражданские служащие, система стимулирования профессиональной служебной деятельности, мотивация.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Какоу Н.Р., Безрукова Т.Л. АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ И ИНВЕСТИЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ СЫРЬЕВОГО СЕКТОРА: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-62-75

Аннотация: В исследовании отражены аспекты управления инновационным и инвестиционным развитием сырьевого сектора на примере африканской республики. Ключевыми проблемами стран Африки являются проблемы, вызванные зависимостью от мировых цен на сырьевые товары. При рассмотрении динамики развития сырьевого сектора (производства орехов кешью) в Республике Кот-д’Ивуар выявлена необходимость повышения устойчивости страны к волатильности мировых цен и мирового спроса. Авторами отмечено, что для достижения этой цели следует повышать конкурентоспособность продукции кешью на мировом рынке и неуклонно увеличивать переработку. Новизна исследования заключается в рассмотрении изменения вектора развития сектора кешью с целью активизации переработки в стране и минимизации зависимости от мировых цен на кешью-сырец. Актуальность результатов исследования по проблемам создания добавленной стоимости в агропромышленном комплексе основана на ее значимости и необходимости принятия инновационных и инвестиционных решений для проведения как в Республике Кот-д’Ивуар, так и в России и других зарубежных странах. Авторами проанализирована динамика развития сектора кешью в Республике Кот-д’Ивуар и отмечена её стабильность с 90-х годов и на протяжении 2000-20019 годов, проведён компаративный анализ по увеличению доли продукции кешью страны в мировом производстве. Рассмотрены инновационные и инвестиционные направления развития сектора кешью в африканской республике при помощи инвестиций Всемирного банка, государственных и частных инвестиций. Для развития перерабатывающих предприятий правительству необходимо эффективно использовать инновационные решения и инвестиционные ресурсы. Предложены меры для обеспечения устойчивого роста переработки орехов кешью. Работа снабжена примерами деятельности Всемирного банка, правительства Национального Совета по хлопку и кешью (CCA), иностранных компаний, осуществляющейся на территории Республики Кот-д’Ивуар по инновационному и инвестиционному развитию, индустриализации сектора кешью и созданию новых рабочих мест в этом секторе для повышения занятости населения.

Ключевые слова: агробизнес, сырьевой сектор, инновационное развитие, инновационные решения, инвестиции, управленческие решения.

 

Морковина С.С., Нетребская О.А., Манмарева В.В. РИСКОВЫЕ ФАКТОРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ  И ИХ ОЦЕНКА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-76-91

Аннотация: В статье рассмотрены комплексные группы рисков государственного управления лесами: стратегические; управленческие; операционные (природно-климатические), юридические (правовые), имущественные (связанные с собственностью,  лесными  ресурсами и землей), финансовые, коммерческие, технологические; информационные; риски безопасности; проектные (программные); репутационные. Рисковые факторы макроуровня, определяют государственную лесную политику, трансформированную в стратегии, программы развития и реализованы на уровне Министерства природных ресурсов. Рисковые факторы на мезоуровне лесоуправления определяют результативность   взаимодействия Федерального  агентства лесного хозяйства с участниками лесных отношений в целях обеспечение рационального, непрерывного и неистощительного лесопользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Факторы микроуровня реализуются в региональных системах лесного хозяйства. Для целей оценки их значимости и вероятности наступления использован экспертный метод, реализованный на мезо и микроуровнях государственного управления лесами. Наиболее приоритетными  для государственного управления лесами на мезоуровне являются стратегические (программные), финансовые, коммерческие рисковые факторы, а также риски безопасности, в то время как для микроуровня  в число приоритетных входят также природно-климатические и кадровые рисковые факторы. Для создания  единой системы управления государственными рисками в управлении лесами необходимо выработать единый подход,   учитывающий комплексные группы рисков, дифференцированные в разрезе региональных систем.

Ключевые слова: государственное управление лесами, риски, оценка рисков, лесное хозяйство.

 

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:ТОЧКА ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

Быков А.А., Чупин Р.И., Зяблицева Я.Ю., Софронов А.Ф. РИСКИ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-92-102

Аннотация: В статье представлены факторы, негативно влияющие на развитие производства зерна и зерновой рынок Сибирского федерального округа (СФО). Представлены ключевые виды рисков, которые оказывают негативное влияние на развитие зернового рынка СФО: производственные, рыночные и социальные. Определены причины возникновения агроэкологических, технологических, инновационных, макроэкономических, внешнеторговых, коммерческих и социальных рисков на зерновом рынке СФО.  Макроэкономические риски представлены рисками внешнего и внутреннего характера. Предложены действенные инструменты и методы по управлению рисками на зерновом рынке СФО. Определены применяемые тарифные барьеры (средний связанный тариф) и их размер, которые применяют основные страны - импортеры зерна СФО по товарной группе «Злаки». Представлены страны-импортеры зерна СФО, применяющие нетарифные барьеры к товарной группе «Злаки». Дан прогноз производства зерна в СФО до 2025 года. В статье сделаны выводы и представлены объем вывоза зерна из СФО, которые будут достигнуты вследствие применения предложенных инструментов, направленных на минимизацию негативного воздействия рисков на зерновом рынке и развития транспортно-логистической инфраструктуры.

Ключевые слова: зерновой рынок, зерно, Сибирский федеральный округ, риски, транспортно-логистическая инфраструктура.

 

Кирильчук И.О., Вертакова Ю.В., Белякова О.И., Тюрин И.Е. РАЗРАБОТКА КРАУДСОРСИНГОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЧИСЛЕННОСТИ РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ В УРБОЭКОСИСТЕМЕ НА ПРИМЕРЕ Г. КУРСКА

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-103-116

Аннотация: В настоящее время на планете Земля под угрозой исчезновения находятся не менее 10% видов растений и еще больше животных. Темпы исчезновения видов в 50—100 раз превышают естественный показатель. Подобная тенденция сохраняется в течение последних 20—25 лет. В Курской области под угрозой исчезновения находятся 439 видов. Из них 160 видов фауны, 265 видов растений и 14 видов грибов. Проблему сохранения редких и исчезающих видов растений можно решить путем их своевременного обнаружения, последующего мониторинга и охраны в конкретных местах обитания. Исходя из этого, цель данного исследования состоит в разработке инструментов для создания наиболее полных баз данных редких и исчезающих видов растений в урбоэкосистемах на основе методов краудсорсинга и современных информационных технологий. На начальном этапе реализации проектов по сохранению биоразнообразия основная трудность заключается в массовом выявлении наличия на территории города  видов растений и животных, подлежащих охране. Решить данную задачу возможно с использованием методов краудсорсинга. Коллективом Юго-Западного государственного университета разработан Экологический краудсорсиноговый портал Курской области. Данный портал разработан по модульному принципу, в его состав включены различные модули, в том числе модуль, предназначенный для решения задачи сохранения биоразнообразия. Модуль разработан с использованием HTML5, CSS3, JavaScript, PHP и функционирует в режимах пользователя и администратора. Дополнительно спроектированы функциональные блоки тематической баз данных с использованием MySQL. На основе таблиц базы данных и документация API  Яндекс Карты разработаны блоки загрузки и отображения информации на интерактивной карте. Модуль обеспечивает привлечение широких кругов городского населения для выявлении наличия на территории города  видов растений и животных, подлежащих охране. Рассмотренный в статье модуль Экологического краудсорсиногового портала Курской области обеспечивает не только решение задачи наполнения базы данных редких и исчезающих видов растений и животных, но, как и все краудсорсинговые экологические проекты, способствует повышению уровня экологического образования граждан, формирования их сознательности и активной жизненной позиции.

Ключевые слова: сохранение биоразнообразия, редкие и исчезающие виды, растения, краудсорсинг, информационные технологии, интернет-портал.

 

Куликов А.В., Близнякова Е.А. РАЗРАБОТКА КРАУДСОРСИНГОВОГО ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛА ДЛЯ ОБНАРУЖЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЧИСЛЕННОСТИ РЕДКИХ И ИСЧЕЗАЮЩИХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ В УРБОЭКОСИСТЕМЕ НА ПРИМЕРЕ Г. КУРСКА

DOI: 10.34220/2308-8877-2021-9-2-117-130

Аннотация: Современное сельское хозяйство не может обходиться без использования минеральных и органических удобрений. Минеральные удобрения производятся крупными холдингами как в России, так и за рубежом, причем российские предприятия имеют дочерние компании, распределенные по всему миру. Последний фактор делает минеральные удобрения одной из наиболее экспортоориентированных отраслей химической промышленности в России. Согласно официальным данным статистики в 2019 г. на иностранные рынки российские агрокомпании поставили более 21 млн. т. минеральных удобрений, что определяет особенности рынка страны.

Целью исследования является  определение оптимального закрепления потребителей за поставщиками минеральных удобрений при организации мультимодальных перевозок. В статье рассматривается период начала переориентации производства минеральных удобрений на экспорт. Изучен вопрос создания отечественных портов, специализированных на перевалке удобрений. Проанализированы объемы производства и потребления конкретных стран и регионов, которые входят в экспортно-импортные операции друг с другом. Изучены маршруты транспортировки удобрений с определением кратчайших расстояний. Предложена оптимизация существующего варианта маршрута доставки азотных и калийных удобрений в Бразилию.

Ключевые слова: минеральные удобрения, производство и потребление удобрений, международные перевозки минеральных удобрений, маршруты, транспортная работа, экспорт и импорт удобрений.